Почему крафтовое пиво угрожает пивным гигантам

Больше монополии – больше алкоголизма

На американском пивном рынке консолидация уже достигла максимума. Две огромные компании AB inBev и SAB Miller контролируют 80% всего рынка. Расширяться дальше, не вызывая гнева антимонопольных органов, просто некуда. Тем не менее, компании должны показывать рост доходов. В этом случае транснациональные гиганты обратили свой взор на вертикальную интеграцию, на контроль за оптовой торговлей.

Таким образом они смогут извлечь еще больше прибыли с каждого доллара, потраченного американцами на пиво.

Кроме монополии на рынке, в гиперконсолидации есть еще одна негативная сторона, о которой часто забывают. Она ведет к снижению потребительских цен на пиво. Низкие цены приводят к злоупотреблению алкоголем (спорное утверждение прим.редакции). Тем не менее в США за последнее десятилетие наблюдается взрывообразный рост крафтового пивоварения.

Крафтовые пивоварни на данный момент занимают уже более 6% американского пивного рынка. Это не может не волновать монополистов. За эти 6% стоит побороться и выдавить с рынка независимых пивоваров. Они этого не скрывают.

Вице президент AB inBev Дейв Алмейда в интервью изданию Beer Business Daily в мельчайших подробностях описал, как продавцы могут повысить свою прибыль, заменяя крафтовое пиво на «премиальный» массовый лагер. «Крафтовое пиво представляет собой реальную угрозу. Но это также и возможность», — говорит Дейв Алмейда. Дейв привел исследования, в которых говорится, что в супермаркете покупатель тратит на проход между полок в среднем 90 секунд. И лишь 25% этого времени тратится на выбор покупки. Но в пивном отделе все по-другому.

Покупатель тратит 31 секунду, из которых на выбор пива 75%. Далее он приводит примеры, в которых доказывается, что в магазинах с большим выбором крафтового пива прибыль в итоге меньше, чем в магазинах с засильем «евролагеров», т.к. покупатели тратят больше времени на выбор.

И, хотя, крафтовые пивоварни, даже такие большие, как «Сьерра-Невада», не могут не могут представлять реальной угрозы для «Большой Двойки», тем не менее пивгиганты очень озабочены американской «Пивной революцией». Они все больше внушают продавцам, что «много наименований» означает «слишком много уникальной продукции», «слишком много места на полке», «слишком много времени покупатель проводит в выборе товара». Тем не менее, понимая, что нельзя сузить рынок только лишь до одного «евролагера» (в России почему-то можно прим.редакции), пивгиганты начали производство «фейкового» или эрзац-крафтового пива. Таких марок, как Shock Top от AB inBev или PaleMoon от Sab Miller. Да, крафтовое пиво представляет для пивгигантов угрозу. Угрозу «жажды настоящего пива». Но это и возможность. Возможность утолить эту жажду подделкой под крафтовое пиво. Если экономический расчет AB inBev окажется правильным и розничная торговля прислушается к их советам, то США в ближайшее время ждет серьезный передел рынка крафтого пива в пользу пивгигантов.

Независимые пивоварни много сделали,чтобы завоевать место под солнцем, чтобы попасть на полки магазинов. И теперь, если торговля решит, что торговля «евролагером» более прибыльна, а небольшую нишу крафтового пива проще отдать пивгигантам, независимые пивоварни ждет трудное время.

Теперь перенесемся в Великобританию. Здесь проблема алкоголизма стоит как никогда остро. С 1990 года подростковое потребление алкоголя выросло вдвое. Общее потребление алкоголя со времен окончания Второй Мировой войны выросло так же в два раза. Причем наибольший рост пришелся на период с 1995 года.

Сравним с США. Америке не привыкать к проблеме злоупотребления алкоголем. Тем не менее, в настоящий момент треть страны вообще не пьет, подростковый алкоголизм на историческом минимуме. Драки в барах происходят в кино, а не на улице. В чем причина? В Великобритании вертикально интегрированный алкогольный рынок. Несколько компаний контролируют весь цикл. От производства алкоголя до его продажи. Причем не только пива, но и всех алкогольных напитков. В Соединенных Штатах же, со времен «Сухого закона», поддерживается так называемая «трехуровневая система».

Производитель алкоголя не может заниматься его оптовой продажей. Независимая оптовая компания не имеет право продавать его в розницу. Является ли такая система экономически эффективной – совсем наоборот. Но выше ли в США цены на пиво, чем в Великобритании? Нет! Тогда в чем же причина?

Причина в том, что рынок Великобритании гораздо более монополизирован и заполнен безвкусным пивом, которое возможно употреблять литрами. Которое не несет в себе ничего, кроме задачи – доставить алкоголь в мозг. В США же наоборот, огромный выбор разнообразного местного пива, которое составляет хорошую конкуренцию «евролагеру».

По материалам сайта

Motherjones.com

ОТ РЕДАКЦИИ

Выводы, сделанные в статье, несколько спорные. Тем не менее, Россия, идущая с отставанием от ведущих мировых стран, сталкивается с точно такими же проблемами. Высокая степень алкоголизации населения, рост употребления алкоголя. Все это на фоне якобы «антиалкогольной компании», которая на самом деле дает преференции производителям крепкого алкоголя и пивным гигантам, но ставит в заведомо проигрышную позицию независимых производителей.

Принимаемые законы могут полностью остановить малое пивоварение, в результате чего мы получим практически полную монополию пивных гигантов, бедный ассортимент невкусного пива и … по-прежнему рост алкоголизации. Ведь пиво будет рассматриваться только как «способ доставки алкоголя в мозг», и в этой плоскости оно будет всегда проигрывать водке.